четверг, 4 августа 2022 г.

Отчет за второй квартал от билайн как зеркало операторского рынка России - Mobile-review

Привет.

Пока МТС пытается объяснить всем, что Мегафон — не первый и не может им быть по определению, обращается в ФАС, на рынке происходят не местечковые события, а его полная переориентация на другие условия жизни и работы. Отчет билайн за второй квартал 2022 года в этом аспекте показателен, можно считать его каноническим. Цифры из отчета описывают отлично происходящее на рынке и тут все тенденции как на ладони. Мне импонирует, что генеральный директор билайн Александр Торбахов и его команда первыми взяли курс на оздоровление ситуации для оператора, вычищают Авгиевы конюшни. Это заключается как в отказе от гонки за продажами пустых SIM-карт, что не приносят ровным счетом ничего кроме расходов для оператора, так и достаточно откровенного описания бизнеса и тех вызовов, что перед ними стоят. Меня всегда смущает, когда компании рапортуют исключительно о достижениях, а если проблемы и существуют, то настолько малюсенькие, что, право слово, про них не стоит и вспоминать.

Давайте посмотрим пресс-релиз, посвященный результатам второго квартала, и оценим происходящее.

Во втором квартале произошла корректировка абонентской базы. Она составила 47 млн человек, что на 6,1 % меньше по сравнению с предыдущим годом — это объясняется стремлением билайна повысить качество клиентской базы. Это привело в том числе к увеличению показателя ARPU на 7,5% до 348 руб. Стратегический сегмент пользователей сетей 4G вырос на 5,4 % по сравнению с предыдущим годом, в результате чего объем клиентской базы 4G достиг 25,5 млн пользователей.

Семантически правильное слово подобрали в билайн — корректировка. Кто-то может сказать, что это казуистика из разряда отрицательного роста, но я склонен не согласиться в этом случае. Весь последний год в билайн говорят о том, что хотят улучшить свои показатели, нарастить “мясо” — сделать так, чтобы стало больше клиентов, пользующихся передачей данных, люди чувствовали бы, что им комфортно пользоваться интернетом и так далее. В такой парадигме происходит и отказ от накачки рынка пустыми SIM-картами, что часто раздают у метро или в других местах. Это выброшенные деньги, которые никак не конвертируются в доход, инвестиции, закопанные в песок (хотел сказать иначе, но потом решил держать себя в рамках приличий).

Предвижу громкие заголовки про падение абонентской базы, потерю рынка и далее по списку. В 2020 году Мегафон провел чистку своей абонентской базы и вычел из нее 5 млн человек, в тот момент тоже было много переживаний о происходящем, считали, что оператор как-то хитрит и видимо у него дела идут не очень хорошо. Жизнь доказала, что все эти обсуждения были информационным шумом. Для операторов важно списывать мертвые души, те SIM-карты, что не дают ровным счетом ничего, и не привлекать новые SIM-карты, чтобы держать планку по количеству абонентов.

В прошлом каждый из операторов тратил сотни миллионов рублей ежеквартально только с одной целью, чтобы в квартальных отчетах их доля рынка не падала и была такой же как раньше. То есть база раздувалась на ровном месте, что было смешно и грустно одновременно. Множество людей на этой тяге операторов к дутым числам сделали состояния. Но это время уходит навсегда.

Тут ведь экономия не только в стоимости SIM-карт, что раздаются, но и стоимости введения одного абонента (это далеко не нулевая величина в биллинге и она не пренебрежительно мала). Снижая абонентскую базу на миллион SIM-карт, оператор в год высвобождает минимум 10 млн рублей. В масштабах оператора кажется, что это мелочь, но из таких вот ручейков и складывается общая экономия. И вот она уже выливается в миллиарды рублей. Экономия сегодня выходит на первый план, равно как и разумность во всем, что делают операторы (не все, но лед уже тронулся, жизнь заставляет быть рациональными).

То, что в билайн вычищают мертвые души видно по росту ARPU, он вырос значительно. Контрагрумент, который тут же можно привести – оператор, наверное, поднял цены и отсюда такой рост, нет тут никакой внутренней эффективности. Но цифра проникновения 4G-пользователей, ее рост говорит сам за себя. Также нужно учитывать, что рост цен не был одновременным на всех тарифах, он сильно зависит от региона и тарифа. Более того, рост цен ниже среднерыночного на несколько процентов. И тут видимо сказывается та самая экономия, на которую упирает топ-менеджмент билайн. Причем экономия в прямом смысле описывается.

Чтобы понять слом подхода, скажу, что еще несколько лет назад было немыслимо от представителей любого оператора услышать, что компания экономит, выгадывает деньги, да даже что рачительно к ним относится. Обычно выглядело это несколько иначе — что денег много, мы молодцы и можем позволить себе почти все. Трансформация в билайн происходит давно, и такой подход оправдан сегодня, видно что он работает. Хотят того или нет, но другие операторы пойдут по этому пути. В принципе можно сказать, что это уже делает Мегафон и Теле2, а вот в МТС пока не хотят принимать новую реальность и экономить. Чего стоит только реклама “МТС Доступ”. Дорого и богато, как в докризисные времена.

Давайте пойдем дальше по тексту пресс-релиза:

Капитальные затраты во 2 кв. 2022 г. составили 12 млрд рублей, что на 45,5 % меньше по сравнению с предыдущим годом. Это связано с тем, что билайн завершил масштабную стройку сети, которую начал еще в 2020 году. Кроме того, компания успела заранее закупить все необходимое оборудование, поэтому необходимость в дополнительных тратах на него отсутствует. Емкость капитальных затрат упала на 6,6 пунктов по сравнению с предыдущим годом и составила 22,7 %. Несмотря на проблемы с цепочками поставок из-за введения страновых санкций и экспортных ограничений, билайн по-прежнему уделяет особое внимание качеству сетей — к примеру, количество станций 4G выросло на 9,9 % по сравнению с предыдущим годом.

Еще один ужасный ужас в разрезе цифр, закупки инфраструктуры упали почти наполовину. Цифра заметная и ее точно нельзя никак игнорировать. Но давайте вспомним, что билайн два года строился как бешеный, стройка идет и сейчас, оборудование под нее уже в стране и до конца года будет установлено. Можно посмотреть на число базовых станций, оно выросло почти на 10%. Это автоматически означает, что качество связи и покрытие улучшились. Проверить можно просто, посмотреть сколько в среднем трафика проходило в сети Билайн, цифра в 15 ГБ в месяц означает значительный прирост по сравнению с предыдущим годом, когда его было 12 ГБ. Люди больше передают данных, а это косвенный признак того, что сеть позволяет удовлетворять возросшие потребности.

На днях провел опрос о том, сколько в среднем в России используют мобильного интернета в месяц, ответы, конечно, показали полное разнообразие мнений.

Опрос можно найти вот тут

Выросла выручка от услуг, но продажи оборудования в розничной сети сократились, напомню, что сегмент смартфонов во втором квартале упал на 50% в штучном выражении год к году. И это оказывает заметное влияние на результаты квартала.

Когда я говорю, что результаты билайн канонические и отражают рыночную ситуацию, то вот что нужно держать в голове для любого оператора:

  • капитальные затраты во втором квартале падают у всех операторов, исключений быть не может, разница только в объеме;
  • число абонентов должно сокращаться, при этом растет качество аудитории (прирастает ARPU). Если оператор показывает такое же число абонентов, то значит он продолжает играть в накачку базы и это плохой знак — старые приемы снова в ходу;
  • экономия становится вторым именем для любого оператора, хорошо, когда в компании этого не стесняются и объясняют, что экономят на второстепенных функциях, а качество связи считают священной коровой и не трогают его;
  • нет раздачи SIM-карт и накачки чисел, но если она присутствует, значит оператор сжигает деньги;

Мы живем уже в другом рынке, где операторам вольно или невольно нужно становиться рациональными, впрочем, также как и всем нам. В выигрыше тот, кто первый станет считать деньги и точно намечать свои усилия. Поэтому результаты билайн выглядят неплохо для текущей ситуации. Случись такие результаты пятнадцать лет назад на быстро растущем рынке, и я бы назвал их катастрофой, но сегодня контекст совершенно другой. И тут важно понимать, что именно в таком подходе скрываются точки роста, кто быстрее конвертирует свои процессы под новую реальность, тот и выиграет. Гонка началась, но не все еще осознали это, многие живут в старой парадигме, где оператор в буквальном смысле может выбрасывать деньги на помойку, когда раздает SIM-карты или содержит мертвые души.

Adblock test (Why?)



from Бизнес - Последние - Google Новости https://ift.tt/z5odPB6
via IFTTT

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Мы не ищем войны, но и не боимся её»: командующий КСИР Ирана пообещал США ответить на любые угрозы - Военное обозрение

Иран не боится американских угроз и может на них ответить. С таким заявлением выступил командующий силами Корпуса стражей исламской револю...